Отчет по обязательствам показывает кредиторскую и дебиторскую задолженность по всем контрагентам - клиентам, поставщикам, подрядчикам.
Данные в отчет попадают автоматически, на основе данных по всем Сделкам.
Отчет находится в меню Отчеты -> Обязательства.
Как навсегда отлепить деньги от обязательств и понять, что такое прибыль на самом деле?
Глава из книги «Нескучные финансы. Как управлять бизнесом на основе цифр и не сойти с ума».
Чтобы видеть актуальную информацию в Отчете по обязательствам, ответственный в компании за учет сделок должен регулярно создавать новые сделки и администрировать платежи.
Создайте новую Сделку на основе заключенной договоренности с клиентом.
Если у вас проектный бизнес, закрываете сделку несколькими актами укажите количество Этапов.
Укажите сумму сделки (этапа), которая станет Выручкой после выполнения проекта.
Отметьте Покупателя из справочника контрагентов.
Прикрепите к сделке все поступления от Контрагента из ДДС.
Привязывайте поступления и расходы по сделкам прямо из таблицы.
Подробнее - в статье про Возможности модуля Сделки.
Принцип учета обязательств #1. До момента, пока мы не завершили проект и не закрыли сделку, сумма аванса - это наши обязательства перед клиентом (кредиторка).
Обязательства по авансам по незакрытым сделкам отмечены в отчете -> Аванс по сделке "Название сделки"
В карточке сделке так же отображается кто кому должен по сделке
Принцип учета обязательств #2. По сделкам, которые разбиты на несколько этапов (месяцев) (подробнее про это в статье "Этапы в сделках"), суммы, полученные от Покупателя, будут отображаться в кредиторской задолженности и уменьшаться равными частями по мере наступления очередной даты закрытия месяца. И наоборот, если Покупатель платит частями по факту закрытия очередного месяца, сумма дебиторки будет равна сумме просроченных платежей на текущую дату.
Добавляйте из ДДС фактически произведенные расходы по сделке или этапу.
Добавляйте расходы, по которым вы еще фактически не расплатились с подрядчиками/поставщиками по сделке.
Расход и Обязательство можно прикрепить к любому из этапов в Сделке.
Таким образом вы фиксируете свои обязательства по сделке (этапу в сделке). Для этого нужно:
В графе с расходами по сделке появится сумма Обязательств. По мере оплаты по своим долгам, сумма обязательств будет уменьшаться.
Когда вы закрыли сделку*, но клиент остался должен вам, а вы должны подрядчикам, эти обязательства по сделке остаются зафиксированными в Отчете по обязательствам до момента их исполнения.
* Закрытие сделки = в колонке Дата акта установлена дата и месяц признания выручки и расходов по Сделке или этапу в сделке.
Принцип учета обязательств #3. Когда сделка (или этап в сделке) закрыта, остаток к оплате от клиента попадает в Дебиторку в Отчете по обязательствам.
Принцип учета обязательств #4. Наши обязательства перед подрядчиками* попадают в Кредиторку в Отчете по обязательствам сразу после создания и отражаются в отчете, даже когда сделка (или этап в сделке) еще не закрыта.
* Наши обязательства перед подрядчиками = Сумма остатка по оплате долга.
Чтобы увидеть подробности по каждой сумме в отчете, нажмите на нее.
Какие данные попадают в Отчет о прибылях и убытках и в Отчет о рентабельности сделок?
Вы будете видеть достоверную картину по рентабельности каждой сделки и этапа в сделке, с учетом невыполненных обязательств.
По методологии НФ, Финтабло покажет данные следующим образом:
Если по Сделке есть Обязательства, вы увидите это отдельной строкой в отчете.
При клике, откроется строка с Обязательствами, из которых складывается итоговая сумма. В списке статей вы легко визуально найдете те, по которым были прикреплены обязательства.
Все обязательства по сделке будут выполнены и информация о ней исчезнет из Отчета по обязательствам при следующих условиях:
Дебиторка = 0. Когда вы получили все деньги от клиента, у него исчезнет долг. Для этого прикрепляйте платежи клиентов к сделке.
Кредиторка = 0. Когда все расходные обязательства, прикрепленные к сделке(или этапу сделке), будут нами оплачены, кредиторка будет погашена. Плановые операции могут подтверждаться как автоматически на основе выписки, так и вручную.
Подробнее в статье - "Что такое плановые операции?".
Финтабло обычно автоматически подтверждает плановые операции на основе банковской выписки. Мы стараемся обучать робота автоматизировать эту работу и облегчить жизнь пользователям.
Но может возникнуть ситуация, когда вы создали плановую операцию, прикрепили к сделке и фактически эта операция на самом деле произошла.
В ДДС есть расходный платеж в адрес подрядчика, при этом плановая операция висит неподтвержденной.
Это может произойти из-за несовпадения контрагента, суммы платежа или даты исполнения (плановые операции автоматически подтверждаются в окне +/-3 дня)
Подробнее в статье -> Как работает автоподтверждение плановых операций?
Если такая ситуация все-таки произошла, порядок действий следующий:
1. Прикрепите фактическую расходную операцию к Сделке -> Сумма платежа попадет в фактические расходы
2. Удалите созданную плановую операцию (обязательства) из системы -> Обязательство уйдет из сделки и из кредиторки в отчете по обязательствам.