Модуль "Обязательства". Принципы отражения задолженности в Отчете по обязательствам

Как увидеть, где деньги: кто должен нам и кому мы должны?

Отчет по обязательствам показывает кредиторскую и дебиторскую задолженность по всем контрагентам - клиентам, поставщикам, подрядчикам.

Данные в отчет попадают автоматически, на основе данных из внутренних модулей.

Отчет находится в меню Отчеты -> Обязательства.

В этой статье рассмотрим логику учета обязательств непосредственно из модуля "Обязательства".

Как навсегда отлепить деньги от обязательств и понять, что такое прибыль на самом деле? 

Глава из книги «Нескучные финансы. Как управлять бизнесом на основе цифр и не сойти с ума». 

Читать на VC.RU ->


Как увидеть в Финтабло, кто-кому-сколько должен?

Чтобы видеть актуальную информацию в Отчете по обязательствам, ответственный в компании за финансовый учет должен регулярно создавать новые обязательства и администрировать платежи.

Создавать обязательства

Новые Обязательства создаются в одноименном модуле "Обязательства" на основе заключенной договоренности или первичных документов (акт, накладная, счет-договор и т.п.).

Как заполнять таблицу читайте в инструкции.

Прикреплять к обязательству операции списания ДДС

Прикрепляйте операции оплат по созданным обязательствам прямо из таблицы ДДС.

1 способ - из карточки самого обязательства

  1. Навести курсор мыши в ячейку "Оплачено" и нажать на кнопку "+".
  2. В открывшемся списке найти нужную операцию, выделить через "чек-бокс" и нажать на кнопку "Прикрепить к обязательству".

2 способ - из журнала операций ДДС

Когда у операции ДДС выбран Контрагент, по которому имеется обязательство, то будет отображаться окошко для выбора. 


💡 Используйте 1ый способ прикрепления операций, когда Контрагенты не совпадают.

◼️ Например, для вас отгрузил товар Контрагент №1, а оплату вы договорились совершить по реквизитам Контрагента №2.



Принцип учета обязательств #1. До момента, пока мы не заплатили Контрагенту за обязательство, сумма из графы "Остаток" - это наш долг перед этим Контрагентом (кредиторка).


⚠️ Не забывайте распределять операции по созданным обязательствам, чтобы не было двойного расхода в ОПиУ.



Принцип учета обязательств #2. Если мы заплатили Контрагенту, но товар/услуга нам еще не отгружен, то до момента, пока не будет стоять дата акта, сумма перечисленных денег - это аванс. Т.е. долг Контрагента перед нами (дебиторка).

Принцип учета обязательств #3. Если по обязательству оплатили больше, чем надо, то в отчете излишняя сумма отразится в виде переплаты.

Принцип учета обязательств #4. Если обязательство разбито на несколько месяцев для ОПиУ, то это не влияет на размер кредиторки или дебиторки в текущем моменте. 

Размер задолженности будет определяться по описанным ранее принципам:
- если есть дата акта, то сумма по графе "Остаток" попадает в кредиторку,
- если нет даты акта, то сумма всех оплат попадает в дебиторку,
- если оплатили больше, чем сумма обязательства, то вне зависимости от даты акта сумма переплаты отразится в дебиторке.

Факт разбивки расхода на несколько месяцев повлияет на отчет Баланс - в активе появится сумма по статье "Расходы будущих периодов", которая будет равномерно уменьшаться в течение заданного количества месяцев.


Чтобы увидеть подробности по каждой сумме в отчете, нажмите на нее.


Все обязательства будут выполнены и информация по ним исчезнет из Отчета по обязательствам при следующих условиях:

Кредиторка = 0. Когда фактически произведенные операции списания по обязательству будут к нему прикреплены, кредиторка будет погашена. 

Дебиторка = 0. Когда Контрагент выполнил свою часть договоренностей (оказал услугу, доставил товар), у него исчезнет долг. Для этого заполняйте графу "Дата акта).

Плановые операции могут подтверждаться как автоматически на основе выписки, так и вручную.

Подробнее в статье - "Что такое плановые операции?".

Что делать, если платеж по обязательству фактически прошёл, но плановая операция не подтвердилась автоматически?

Финтабло обычно автоматически подтверждает плановые операции на основе банковской выписки. Мы стараемся обучать робота автоматизировать эту работу и облегчить жизнь пользователям. 

Но может возникнуть ситуация, когда вы создали плановую операцию, прикрепили к сделке и фактически эта операция на самом деле произошла. 

В ДДС есть расходный платеж в адрес подрядчика, при этом плановая операция висит неподтвержденной.

Это может произойти из-за несовпадения контрагента, суммы платежа или даты исполнения (плановые операции автоматически подтверждаются в окне +/-3 дня)

Подробнее в статье -> Как работает автоподтверждение плановых операций?

Если такая ситуация все-таки произошла, порядок действий следующий:

1. Прикрепите фактическую расходную операцию к Сделке -> Сумма платежа попадет в фактические расходы

2. Удалите созданную плановую операцию (обязательства) из системы -> Обязательство уйдет из сделки и из кредиторки в отчете по обязательствам.



👆 На этом пока всё